В октябре 2016 мы посетили выставку дизайна в городе Эйндховен (Нидерланды) – DuthDesignWeek - 2016.

На период DuthDesignWeek весь город превращается в выставку. Экспозиции находятся на более чем 100 площадок-локаций, конечно, есть крупные локации, но и большое количество небольших. Это похоже на квест, ходишь с картой по городу, и находишь места выставок. Пожалуй, самая крупная локация «Klokgebouw» находится на территории бывшего производства корпорации Philips. Прямо на площади между цехами много инсталляций, связанных с загородным отдыхом и ботаническим оформлением цветников и грядок. Используются необычные и неожиданные решения, предметы, которым явно подарен второй шанс послужить людям: пластиковые и деревянные поддоны, проволочные конструкции, даже старые списанные автобусы и грузовые контейнеры.

Тут же много лотков с продажей вкусных хот догов, вафель, горячего кофе, глинтвейна. Очаги, кострища и места для обогрева гуляющих и любопытных.

Внутри, в огромных просторных залах были размещены выставочные образцы, в какой - то только устроителям понятной логике. Были световые объекты, архитектурные конструкции и макеты, проекты по озеленению пустынь, «супер» велосипеды и концепткар, предложения по вторичному использованию стеклянных осколков, шерстяных изделий, сока различных растений.

dd dd dd

Посещение Академии Дизайна было очень интересным и невероятно полезным. Ведь это учебное заведение явилось родоначальником традиции проведения выставки в Эйндховене. Поддержанная городскими властями города, она стала привлекать раз в год много дизайнеров, начинающих и не очень, производственников, менеджеров и служащих разных областей. В Голландии все, что предлагается обществу, проходит через руки дизайнера, будь то таблички с указателями в метро или скамейки в парке, уличные светильники или остановочные павильоны. Все продумано, эргономично, рационально, качественно, надежно. Поэтому дизайнеры чувствуют себя востребованными, уверенными в своей реализации. Это мы почувствовали сразу, как только переступили порог Академии. Студенты, допущенные к участию в выставке, прошедшие серьезный внутренний отбор с трепетом встречали нас каждый возле своего детища. Внимание, с каким студенты работают над социально - значимыми проектами, нас поразило. Были разработки по организации рабочего пространства в офисе для людей с ограниченными возможностями, по окрашиванию одежды и предметов быта натуральными пигментами для людей, склонных к аллергии, по разработке одежды для людей, у которых имеется потребность в корректировке своего пола. Были предложения по нестандартному использованию отходов животноводства для светильников, отходов целлюлозной промышленности в мебели и многое другое.

На территории Филлипс расположилась площадка PietHeinEek. Это студия – фабрика в стиле «Loft” дизайнера Пита Хайн Эка, который делает мебель из старых деревяшек, труб, остатков промышленных производств и т.п. Там на площади в 11 000 кв метров сосредоточены и дизайн-бюро, и производственные помещения, и складские, и выставочное пространство, а также магазин, ресторан и несколько студий, которые сдаются в аренду вчерашним выпускникам Академии и бывшим стажерам Хайн Эка. А в бывшей столовой фабрики на втором этаже, организован своего рода инкубатор молодых талантов с их «свежими» идеями, воплощаемыми с непривычной для нас философией бытовой скромности, которую исповедует сам господин Хайн Эк. Поэтому его ученики и последователи добавляют к его сколоченным будто бы из отходов столам и стульям подобные же стулья, табуретки, шкафчики, вешалки и абажуры – сделанные из вторично перерабатываемого пластика или собранные из отдельных деталей, оставшихся от устаревших и закрывшихся производств ... В этом шоу-руме были представлены работы и других известных дизайнеров в разных областях: светильники, ковры, одежда, посуда, текстиль, мебель, ювелирные украшения, очки, часы и др. И судя по ценам, представленным на предметах, это действительно авторские работы, оцененные по уровню класса «Люкс».

dd dd

Яркое впечатление оставило у нас посещение творческой мастерской KikivanEijk and JoostVanBleiswijk. Это дизайнерский союз двух молодых людей с большими амбициями и невероятным предпринимательским потенциалом. Они работают вместе более 10 лет, но имеют собственные самостоятельные бренды, известные во всем мире. Кики и Йост — профессионалы с мировым именем, которые работают с такими компаниями, как Hermes, Swarovski, Moooi, Skitsch, их объекты выставляются в нью-йоркской галерее Moss и крупнейших музеях мира и уже продаются на аукционе Sotheby’s. Студия недавно переехала в новое пространство, площадь которого 1100 кв. метров, которое мы и посетили. До этого здесь, как раз, находился один из цехов компании Philips. В мастерской вручную создают объекты из керамики, дерева, металла. Голландский дизайн известен, прежде всего, тем, что в этой стране, как ни в какой другой, дизайнеры охотно работают в мастерских, рисуют от руки, делают прототипы и экспериментируют с разного рода материалами. Кики и Йост — одни из немногих авторов, кто создает не только штучные дизайн-объекты, но и работают с крупными фабриками, которые производят продукт тысячными тиражами. Мы увидели серию легендарных проволочных каминных часов Floating frames mantel clocks, сделанную Кики специально для Нью - Йоркской галереи Moss. Йост разработал авторскую технику, с помощью которой можно собирать объекты, как, например, стул, комод или подсвечник, без помощи клея или гвоздей. В студии работает всего несколько человек. На постоянной основе — сами дизайнеры и мастер, который делает объекты. Для того чтобы не держать целый штат сотрудников, в компании построена следующая схема: шесть человек приходят два раза в неделю, они работают или с бумагами (документацией, сайтом), или в мастерской, или создают 3D-модели за компьютером. В большинстве своем — это молодые практикующие дизайнеры, у которых уже есть свои небольшие студии. Кики и Йост таким образом помогают ребятам иметь стабильный заработок. Также работают около трех стажеров.

Огромной удачей стало для нас посещение выставки Маартена Баса. Уникального молодого дизайнера, только лишь в 2002 году, окончившего Академию дизайна в Эйндховене и уже в 2009, ставшим Дизанером Года по версии престижного американского проекта DesignMiami. Голландец стал самым молодым обладателем титула в истории конкурса. Он невероятно плодовит, практически раз в один-два года потрясает мир своими реализованными «безумными» проектами. Начиная с о своего дипломного проекта— серией обожженной мебели под говорящим названием Smoke («Копоть», «Дым»), заканчивая шезлонгом BeachChair для мебельной коллекции LouisVuitton в 2015 - м. На выставке была представлена ретроспектива всех его легендарных стульев. И коллекция Hey, chair, be a bookshelf («Эй, стул, будь книжной полкой!»), коллекции Treasure Furniture, в которой Баас использовал отходы мебельного производства, и, наконец, коллекцию Clay Furniture 2006 года, в которой Баас продемонстрировал серию стульев, тумбочек, столов, стеллажей, вентиляторов — вылепленных вручную из синтетической глины (пластика), нанесенной на металлический каркас, и очень напоминающую пластилиновую мебель.

dd dd

Кроме того, Баас - заядлый перфомансист. На выставке были представлены как видео его нашумевшего проекта — Real Time ролик «Sweepers Clock», где часовые стрелки, выполненные из всякого мусора, целый день передвигали два человека, так и другие вещи, очень философские, понятные без перевода, очень взрослые для еще молодого человека, как Мартин Баас.

Все эти дни весь Эйндховен просто делился с нами своими идеями, новинками и экспериментами превращаясь в огромную выставочную площадку, заставляя нас задуматься и порассуждать вместе с ним - что есть в наше время современный дизайн, каково его место в мире?

Посетитель выставки
Андрей Карпец